ЗАПРЯГИТЕ ВОЛНУ
«Штиль был полный, мертвая зыбь мешала нашим гребцам. В то же время индейские плоты без весел и парусов быстро двигались вперед. Падре Себастиан сказал, что индейцам помогает колдовство и он донесет об этом святой инквизиции.
Но я возразил, что надо проверить, и приказал плотникам сбить плот, подвесив так же, как у индейцев, под ним две доски из железного дерева. Падре окропил плот святой водой по всем правилам матери-церкви, и на глазах у всех офицеров он поплыл. Доски качались и, словно хвост у рыбы, загребали воду…»
Размышляя над старой книгой, изобретатель Б. П. Грабовский решил, что кили на индейских плотах выполняли совершенно другие функции: это были самые настоящие волновые движители, с их помощью индейцы переплывали океан в два раза быстрее, чем это удалось Хейердалу на плоту «Кон-Тики».
Но не выдумка ли все это? Почему в истории техники не нашлось места древнейшему индейскому изобретению? Возможен ли даровой волновой двигатель?
Раскрытие этой загадки помогло бы в решении любопытной гипотезы о возможной миграции индейцев Американского материка на острова Полинезии. Как известно, знаменитый исследователь Тур Хейердал, изучая рисунки больших индейских плотов из бальсового дерева, обнаружил на них нечто вроде килей и большие рулевые весла. Точно установить их назначение не удалось, но все же под днищем плота «Кон-Тики» было сделано несколько килевых досок. Они уменьшали бортовую качку и способствовали большей устойчивости движения.
Так постепенно созрела у Грабовского идея создать экспериментальную группу и построить волновой двигатель. Он нашел единомышленников. Это были доцент И. Ю. Белянский, слесарь А. А. Баранцев и электрик В. И. Бутов. Все вместе они и построили оригинальный волновой движитель. Их «мотор» работает и от бортовой и от килевой качки (см. рисунок 1). Как вы уже успели заметить, устройство это несложно. Основной рабочий орган — маховик — сделан в виде легкого зубчатого колеса. К нижней его части подвешен груз, а в самом маховике есть прорезь для ограничителя аварийных колебаний.
При килевой качке маховик качается и с помощью храповых зацеплений передает вращающий момент на ось винта. Вне судна, на поперечной оси с балластом в центре прикреплены крылья-движители, создающие дополнительную тягу. И наконец, для использования бортовой качки судна авторы заимствовали идею французского инженера Будига. Еще в 1936 году он построил лодку с машущими веслами, которые преобразовывали в полезную работу почти всю мускульную энергию гребцов. Так вот: поплавки-весла должны создавать тягу при боковой качке.
Конечно, сейчас, когда всем доступны двигатели внутреннего сгорания, вряд ли кто из профессиональных конструкторов станет проектировать волновые движители. Но у умельцев-любителей свой резон. Плавают же по морям парусные лодки и яхты! И никто не считает архаичными весельные лодки, байдарки и шлюпки. Так почему бы не построить плоты и лодки с волновыми движителями и не посоревноваться на них?
При всем уважении к заслуженному изобретателю мы не беремся утверждать, что его конструкция самоходной волновой лодки безупречна. Поэтому интересно попытаться самому проверить ее работоспособность. Совсем необязательно усложнять самоходное волновое судно маховиками и зубчатыми колесами. Ведь этого всего не могло быть у индейцев.
На первый случай сделайте модели плавников различного профиля, прикрепите их к легкому плотику и взволнуйте воду. А вдруг плотик поплывет?!
Наш художник, не располагая чертежами, нарисовал плотик-лодку так, как она ему представилась. Но вы, быть может, представите и сделаете ее иначе?
И. ЭЛЬШАНСКИЙ.